Тойота Авенсис, пережив три поколения, с момента своего появления в 1997 году претерпел существенные изменения – как в плане технического оснащения, так и с точки зрения дизайна. Авенсис «тройка» выглядит куда более привлекательно, нежели его предшественники, но главное его отличие заключается все-таки не в этом.

Особенности трансмиссии Авенсис третьего поколения

Во-первых, с 2009 года, когда Авенсис третьего поколения впервые сошел с конвейера в Японии, а чуть позже и в России, на эти автомобили перестали устанавливать бензиновые моторы объемом более двух литров. Но при этом в мощности автомобиль не потерял, благодаря наличию у него системы турбонаддува (в ряде комплектаций). Что же касается более объемных дизельных двигателей, то на авто российской сборки они не ставятся.

Во-вторых, традиционную коробку-автомат на третьем Авенсисе заменила бесступенчатая АКПП типа вариатор, что существенно упростило управление автомобилем и оказало положительное влияние на его динамические свойства. Правда, как показывает практика, хлопот с такой коробкой чуть больше, но, если соблюдать нормы ее эксплуатации и своевременно проводить все мероприятия по ее техническому обслуживанию, она прослужит на автомобиле верой и правдой долгие годы, не требуя сколько-нибудь серьезного ремонта.

Достоинства и недостатки вариатора

И действительно, вариатор имеет перед АКПП традиционной конструкции ряд серьезных преимуществ, среди которых:

  • динамика машины существенно увеличивается, то есть автомобиль с вариатором быстрее набирает скорость;
  • набор скорости, равно, как и ее сброс, происходит более плавно, без рывков, которые возможные при езде на авто с традиционной АКПП и, тем более, с механической коробкой;
  • в городских условиях, особенно, в пробках такая машина не будет глохнуть, что нет-нет да и случается с автомобилями, оборудованными ступенчатыми АКПП;
  • вариатор работает практически бесшумно, что в дополнение к прочим его достоинствам дает водителю возможность услышать его неисправность даже на ранней стадии ее возникновения;
  • вариатор способствует экономии топлива – с ним расход бензина почти такой же, как с традиционной МКПП;
  • считается, что бесступенчатая АКПП значительно экологичнее и прочих «автоматов», и даже «механики», так как способствует более полному сгоранию топлива.

Но есть у АКПП этого типа и ряд недостатков:

  • во-первых, эти агрегаты очень чувствительны к качеству и количеству трансмиссионной жидкости. В них следует заливать лишь масло, предназначенное непосредственно для АКПП вариативного типа, и постоянно следить за его уровнем. Менять трансмиссионную жидкость в АКПП Тойота Авенсис тоже приходится чаще, нежели в трансмиссиях иного типа;
  • любителям экстремального вождения следует отказаться от приобретения автомобиля с такой трансмиссией. Дело в том, что систематическое резкое торможение приводит к ускоренному износу вариатора, а его ресурс и без того несколько ниже, нежели ресурс прочих АКПП;
  • коробка-вариатор может работать только в паре с двигателями небольшой мощности, чей рабочий объем не превышает двух литров (с этим и связан тот факт, что в последнее время конструкторы Авенсиса отказались от использования мощных бензиновых моторов);
  • стоимость обслуживания вариатора более высока, нежели иных АКПП. Да и ремонт АКПП Тойота Авенсис обойдется владельцу автомобиля недешево. Причина тому проста: конструкция вариатора сложнее, нежели традиционного «автомата», поэтому ее ремонт требует большего времени. Да и специалистов, способных качественно перебрать вариатор, пока не так много.

Признаки неисправности вариатора

Поэтому, как только вы почувствуете сбои в работе трансмиссии, лучше как можно скорее доставить машину в сервис, чем дожидаться, когда поломка разрастется и ее ремонт станет более дорогим. Признаки же неисправности вариатора таковы:

  • при даже плавном нажатии на педаль газа автомобиль начинает дергаться. Скорее всего, это говорит о том, что своевременно не успевает срабатывать клапан насоса АКПП;
  • работе АКПП сопутствует посторонний звук, чаще всего, это низкочастотный гул. Основная причина его появления – износ подшипников и образование люфтов в АКПП. Однако, этот симптом может свидетельствовать и о недостаточном количестве масла (либо о том, что его пора менять), о перегреве АКПП (возможно, засорен ее радиатор). Чтобы выяснить точную причину гула, мастеру потребуется полностью разобрать коробку;
  • рычаг АКПП блокируется в кулисе. Таким образом неисправная коробка-автомат предостерегает владельца машины от дальнейшей эксплуатации транспортного средства. Не стоит применять физическую силу, чтобы перевести рычаг в требуемое положение. Правильным решением будет доставить авто в сервис на эвакуаторе.

Диагностика и ремонт АКПП Тойота Авенсис

Важно: самостоятельная сборка-разборка вариатора, попытки его диагностики и ремонта в большинстве случаев приводят лишь к дополнительным поломкам этого устройства. Поэтому, поручив обслуживание и ремонт АКПП Тойота Авенсис мастеру СТО, вы сэкономите и время, и силы, и нервы, и деньги. Все это в полной мере справедливо и по отношению к четырех и шестиступенчатым АКПП, устанавливавшихся на авенсисы первого и второго поколений.

Первый этап любого ремонта АКПП – это его диагностика. В зависимости от типа и модели коробки-автомата для этого используется разное программное обеспечение. Эта процедура позволяет определить, в каком именно из блоков коробки произошла поломка. Саму же поломку, вернее, вышедшую из строя деталь, вызвавшую ее причину, мастер сможет найти лишь при визуальном осмотре проблемного блока.

Собственно же ремонт АКПП заключается в замене изношенных (деформированных или сломанных) компонентов АКПП на новые. В случае с вариатором это могут быть лишь детали оригинального производства – никаких «качественных аналогов» у запчастей для коробок этого типа не существует.

После ремонта АКПП проходит процесс регулировки и проверки работоспособности на специальном для этого предназначенном испытательном стенде и только после этого устанавливается на автомобиль.