С АКПП производства японского автоконцерна Aisin TF 80SC дело обстоит не так просто, как с другими трансмиссиями этого производителя. Вернее, запутанно, потому что эта модель включает в себя, по сути, четыре разные устройства. Но – обо всем по порядку.

Модификации TF 80SC

Первая версия этой шестиступенчатой коробки-автомата была разработана в 2001 году. Она была призвана придти на смену уже морально устаревшей четрехступенчатой АКПП. И хоть создавалась эта коробка по заказу компаний Форд и Мазда, но испытания проходила на автомобиле куда более именитом – на Вольво. После того, как к 2003 году обнаруженные в процессе испытаний коробки недостатки были устранены, под именем TF 80SC существовало уже два агрегата:

  • АКПП условно среднего класса, предназначенная для установки на автомобили с рабочим объемом двигателя до двух литров;
  • и АКПП класса «heavy duty» – для авто с мощными дизелями и бензиновыми моторами, рабочий объем которых достигает четырех литров.

Обе эти коробки конструктивно схожи, но, учитывая, что второй приходится трудиться в значительно более экстремальных условиях, нежели первой, она создана более прочной и надежной. Однако, ресурсы этих агрегатов, как заявлено их производителем, одинаковые и составляют по миллиону километров.

Важно: эта цифра – 1000000 км. – вовсе не означает, что за все это время ремонт АКПП Aisin TF 80SC не потребуется. Это означает лишь, что производитель гарантирует ремонтопригодность агрегата на протяжении этого пробега. Коробка передач, прослужившая дольше, подлежит либо замене, либо капитальному ремонту. В большинстве случаев последнее оказывается экономически нецелесообразным, да и сам автомобиль – его двигатель, ходовая часть и прочие системы и механизмы изнашиваются и устаревают, в том числе и морально, настолько, что восстанавливать старую АКПП уже не имеет никакого смысла.

Еще одно отличие в конструкции коробок-автоматов TF 80SC кроется в конструкции их ЭБУ. Это блоки управления так называемого «американского» и «европейского» типов. Первыми укомплектовываются АКПП для фордов, мазд и тойот, вторые ставят на АКПП для вольво, опелей и пежо. Все это тоже создает определенные трудности для проведения диагностики и ремонта этих агрегатов несмотря даже на то, что сегодня Aisin TF80SC является одной из наиболее распространенных трансмиссий. Ту или иную ее модификацию можно встретить на следующих автомобилях:

  • Вольво,
  • Альфа Ромео,
  • Кадиллак,
  • Ситроен,
  • Фиат,
  • Форд,
  • Хендай,
  • Ягуар,
  • Ленд Ровер,
  • Линкольн,
  • Мазда,
  • Меркури,
  • Опель,
  • Пежо,
  • Рено,
  • Сааб.

Диагностика и ремонт АКПП Aisin TF 80SC

Устранение поломок и неисправностей этих агрегатов осуществляется по традиционной для ремонта АКПП схеме:

  • при возникновении симптомов, свидетельствующих о сбоях в работе коробки-автомата, последний подвергается процедуре компьютерной диагностики, в ходе которой определяется блок, в котором произошла неисправность. Им может оказаться гидротрансформатор, механический блок или ЭБУ;
  • затем мастер разбирает неисправный блок и тщательно промывает все его комплектующие, после чего осуществляет выбраковку деталей. Несколько по-иному дело обстоит, когда обнаруживается неисправность электроники трансмиссии. Так, заменить разорванные провода или провода с поврежденной изоляцией нетрудно, как нетрудно и зачистить окислившиеся соленоиды. Но если сбоить начал сам ЭБУ, представляющий собой неразборную конструкцию, его можно лишь полностью заменить на новый;
  • после того, как сломанные/деформированные/изношенные компоненты АКПП будут определены, в процессе сборки коробки их место занимают новые (для этого используются лишь запчасти оригинального производства);
  • затем АКПП отправляется на испытательный стенд, где мастер производит отладку его работы во всех режимах;
  • далее восстановленная коробка-автомат монтируется на автомобиль и проходит испытание уже непосредственно на нем. Если претензии к работе АКПП не возникают, автомобиль возвращается заказчику.
Важно: и диагностика, и ремонт АКПП Aisin TF 80SC может быть осуществлен только в условиях профильного автосервиса, так как для этого необходимы не только современное оборудование и оригинальные запчасти, но и специалисты соответствующей квалификации. Обычно в ремонте автоматической трансмиссии принимают участие сразу два мастера: механик и специалист по автомобильной электронике.

Обслуживание

Чтобы необходимость в ремонте коробки передач возникала как можно реже, необходимо соблюдать два условия:

  • производить все мероприятия, связанные с техническим обслуживанием АКПП, в полном объеме и в установленные ее изготовителем срок. Так, замена трансмиссионной жидкости вкупе с фильтрами должна осуществляться не реже, чем через каждые 50-60 тыс. км.;
  • регулярно, даже при отсутствии нареканий на работу трансмиссии, осуществлять ее компьютерную диагностику. Стоимость этой процедуры небольшая, она занимает совсем не много времени, зато позволяет выявить неисправности на самой ранней стадии их появления – даже до появления их внешних симптомов. Что, соответственно, упрощает и удешевляет ремонт.

Признаки неисправности

Симптомы, при которых следует как можно скорее обратиться в автосервис для проведения диагностики и ремонта АКПП:

  • посторонние звуки (треск, шум, металлические удары) вкупе с рывками и толчками, сопутствующими процессу переключения передач;
  • работа двигателя на повышенных или пониженных оборотах, что говорит о несвоевременном переходе с одной передачи на другую;
  • заклинивание рычага АКПП в кулисе;
  • образование масляного пятна под днищем автомобиля после его стоянки – оно свидетельствует о протечке трансмиссионной жидкости;
  • регулярном перегреве АКПП, о чем говорит соответствующий сигнал на приборной панели;
  • горящая лампочка «чек».

Эти симптомы могут появляться как по отдельности, так и по несколько сразу. К сожалению, исходя только из них невозможно определить неисправность АКПП конкретно – порой это не под силу даже опытному специалисту. Поэтому пытаться «поставить диагноз» и «назначить лечение» коробке самостоятельно может привести к еще более печальным последствиям.