Автоматическая четырехступенчатая коробка 01М имеет давнюю историю. Порой ее даже называют легендарной, ведь разработана она была почти четверть века назад автоконцерном Ауди. Правда, на автомобилях этой марки сегодня встретить ее можно нечасто. По большей части этой коробкой комплектуются фольксвагены, шкоды и сеаты (благо, все эти марки принадлежат одному концерну) с двигателями объемом не более двух литров.
Основные достоинства этого агрегата – относительная простота конструкции, надежность и неприхотливость. Однако, такого комфорта в управлении автомобилем, как более поздние разработки и модификации этой коробки 01М, увы, не дает. Ее работе сопутствуют легкие толчки (что вполне нормально и переживать по этому поводу не стоит) – все-таки четыре передачи для трансмиссий современных авто маловато.
То же самое можно сказать и о ближайшем родственнике этой коробки – АКПП 01П, разработанном для установки на более мощные автомобили. В частности, ее можно встретить на большинстве фольксвагенов Транспортер, причем, как с бензиновыми, так и с дизельными моторами. Что касается обслуживания этих трансмиссий, то оно практически идентично. С той лишь разницей, что ремонт АКПП 01Р (П), как правило, требуется несколько чаще, чем ее «меньшому брату» – все-таки 01П в процессе работы приходится испытывать большие нагрузки.
Причины, вызывающие неисправности этих агрегатов, одни и те же и стандартны для автоматических трансмиссий:
Как видите, наиболее распространенные причины поломок АКПП так или иначе связаны с заливаемым в нее маслом. Поэтому ничего удивительного в том, что самым уязвимым агрегатом АКПП является ее гидроблок, нет. Ведь масло выполняет в нем сразу несколько функций:
Поэтому именно ремонт гидроблока 01М наиболее востребованная операция, связанная с обслуживанием коробок-автоматов этого типа.
Если поломка неисправность гидроблока была обнаружена на ранней стадии и не успела привести к серьезной поломке, то ремонт АКПП 01N (Н), как и ремонт АКПП 01М и 01П, может заключаться лишь в ее тщательной промывке. Для этого коробка снимается с автомобиля, ее гидроблок разбирается и все составляющие его детали помещаются в ванну с моющим раствором, в котором растворяются масляные сгустки, забивающие собой каналы, по которым циркулирует трансмиссионная жидкость. Зачастую их непроходимость и становится причиной сбоев в работе АКПП.
При протечке масла необходимо не только долить его до требуемого уровня (а лучше старое слить и залить полностью новое), но и, обнаружив место протечки, устранить ее. В большинстве случаев причиной протечки оказываются потрескавшиеся либо порванные сальники. Они обычно продаются комплектами, что весьма удобно: заменив сразу все, вы не только устраните причину протечки, но и предотвратите появление ее в иных местах.
После сборки гидроблока и установки его на КПП коробке требуется регулировка. Для этого ее помещают на испытательный стенд, где мастер осуществляет проверку работоспособности агрегата. Это весьма важная процедура, без которой ремонт АКПП 01P не может считаться завершенным. Поэтому, даже если вы прекрасно разбираетесь в конструкции трансмиссии своего автомобиля, ремонт ее все равно лучше доверить специалистам автосервиса – людям, обладающих и соответствующей квалификацией, и опытом, необходимым ремонтно-диагностическим оборудованием.