Автоматическая четырехступенчатая коробка 01М имеет давнюю историю. Порой ее даже называют легендарной, ведь разработана она была почти четверть века назад автоконцерном Ауди. Правда, на автомобилях этой марки сегодня встретить ее можно нечасто. По большей части этой коробкой комплектуются фольксвагены, шкоды и сеаты (благо, все эти марки принадлежат одному концерну) с двигателями объемом не более двух литров.

Характеристики коробок семейства 01: ремонт АКПП 01Р (П), 01М и 01N со знанием дела

Основные достоинства этого агрегата – относительная простота конструкции, надежность и неприхотливость. Однако, такого комфорта в управлении автомобилем, как более поздние разработки и модификации этой коробки 01М, увы, не дает. Ее работе сопутствуют легкие толчки (что вполне нормально и переживать по этому поводу не стоит) – все-таки четыре передачи для трансмиссий современных авто маловато.

То же самое можно сказать и о ближайшем родственнике этой коробки – АКПП 01П, разработанном для установки на более мощные автомобили. В частности, ее можно встретить на большинстве фольксвагенов Транспортер, причем, как с бензиновыми, так и с дизельными моторами. Что касается обслуживания этих трансмиссий, то оно практически идентично. С той лишь разницей, что ремонт АКПП 01Р (П), как правило, требуется несколько чаще, чем ее «меньшому брату» – все-таки 01П в процессе работы приходится испытывать большие нагрузки.

Наиболее распространенные неисправности АКПП 01М и причины сделать ремонт гидроблока 01М

Причины, вызывающие неисправности этих агрегатов, одни и те же и стандартны для автоматических трансмиссий:

  • Качество трансмиссионного масла. Даже тот факт, что АКПП 01М и П не относятся к категории капризных, к выбору трансмиссионной жидкости для них нужно подходить со всей серьезностью. Причем руководствоваться в этом вопросе следует не рекомендациям производителя автомобиля (не забывайте, что эти рекомендации составлены для европейских автовладельцев, а там и погодные условия не такие, как у нас, и режим эксплуатации транспортных средств иной), а советами российских специалистов. Не стоит также забывать, что на нашем рынке ГСМ велика доля контрафактной продукции, поэтому приобретать масло лучше непосредственно в автосервисе, куда оно поставляется напрямую от официальных производителей;
  • Количество масла. В этом вопросе выносливость 01М может сыграть с хозяином машины злую шутку: при возникновении утечки масла коробка будет безропотно и вполне корректно работать чуть ли не до полного вытекания трансмиссионной жидкости. И при этом все детали АКПП будут изнашиваться в ускоренном режиме. Поэтому, если своевременно не заметить снижение уровня масла в трансмиссии, можно довести коробку передач до такого состояния, что проще и дешевле окажется заменить ее новой, чем тратить силы, время и деньги на ремонт АКПП 01М. Обнаружить утечку масла можно по темному с характерным резким запахом пятну, образующемуся под днищем автомобиля после его продолжительной стоянки.

Как видите, наиболее распространенные причины поломок АКПП так или иначе связаны с заливаемым в нее маслом. Поэтому ничего удивительного в том, что самым уязвимым агрегатом АКПП является ее гидроблок, нет. Ведь масло выполняет в нем сразу несколько функций:

  • Является расходным материалом, обеспечивающим смазку компонентов гидроблока;
  • Обеспечивает поддержание требуемого рабочего давления в нем;
  • Является передаточным звеном между турбинами гидротрансформаторы;
  • Циркулируя по тем или иным каналам, обеспечивает переключение передач.

Поэтому именно ремонт гидроблока 01М наиболее востребованная операция, связанная с обслуживанием коробок-автоматов этого типа.

Гарантированный ремонт АКПП 01N (Н), 01М и 01Р (П) в проверенном автосервисе

ВАЖНО! Особенностью почти всех АКПП семейства 01 (М и П) является то, что они предназначены для работы с двигателями, установленными поперечно. В связи с этим в конструкции этих трансмиссий был включен дополнительный дифференциал, масло для которого меняется отдельно. Исключение из этого правила составляет лишь АКПП 01Н (N), работающая в паре с моторами параллельного расположения.

Если поломка неисправность гидроблока была обнаружена на ранней стадии и не успела привести к серьезной поломке, то ремонт АКПП 01N (Н), как и ремонт АКПП 01М и 01П, может заключаться лишь в ее тщательной промывке. Для этого коробка снимается с автомобиля, ее гидроблок разбирается и все составляющие его детали помещаются в ванну с моющим раствором, в котором растворяются масляные сгустки, забивающие собой каналы, по которым циркулирует трансмиссионная жидкость. Зачастую их непроходимость и становится причиной сбоев в работе АКПП.

ВНИМАНИЕ! При том, что существует технология промывки гидроблока, при которой не требуется его разборка, в случае появления сбоев в работе механизма применять ее не следует. Она, хоть и проще, и дешевле, не дает стопроцентно качественный результат. Таким образом промывают гидроблок лишь в процессе планового ТО трансмиссии и при замене в ней масла, когда новое не той марки, что было залито в трансмиссию ранее.

При протечке масла необходимо не только долить его до требуемого уровня (а лучше старое слить и залить полностью новое), но и, обнаружив место протечки, устранить ее. В большинстве случаев причиной протечки оказываются потрескавшиеся либо порванные сальники. Они обычно продаются комплектами, что весьма удобно: заменив сразу все, вы не только устраните причину протечки, но и предотвратите появление ее в иных местах.

После сборки гидроблока и установки его на КПП коробке требуется регулировка. Для этого ее помещают на испытательный стенд, где мастер осуществляет проверку работоспособности агрегата. Это весьма важная процедура, без которой ремонт АКПП 01P не может считаться завершенным. Поэтому, даже если вы прекрасно разбираетесь в конструкции трансмиссии своего автомобиля, ремонт ее все равно лучше доверить специалистам автосервиса – людям, обладающих и соответствующей квалификацией, и опытом, необходимым ремонтно-диагностическим оборудованием.