При создании компактного кроссовера Мазда СХ 5 японские конструкторы старались следовать концепции Skyactiv Technology, предполагающей снижение общей массы машины без ухудшения всех ее динамических характеристик, а также уровня комфорта и надежности. Задача непростая, потому как автокострукторы и так стараются не перегружать машину.
По счастью, «борьба с лишним весом» «шестерки» не стала поводом возвращаться к традиционной механической коробке переключения передач, которая легче автоматической в разы, да и в надежности и долговечности уступает последней. Желание сохранить все преимущества, которые дает АКПП, оказалось сильнее новой концепции. А преимущества эти достаточно весомые:
Впрочем, последнее не делает коробку-автомат более надежной, чем традиционная механическая. Конструкция первой на порядок сложнее, что не только увеличивает ее общую массу и стоимость, но и в разы увеличивает список ее возможных неисправностей, среди которых по распространенности первое место занимают разнообразные поломки гидроблока.
Гидроблок в АКПП выполнят функцию управляющего педалью сцепления и рычагом МКПП водителя – именно гидроблок ответственен за своевременное срабатывание механизма переключения передач.
Гидроблок АКПП пропускает трансмиссионную жидкость по каналам, то есть передает давление жидкости ATF к механическим элементам коробки. Благодаря этому происходит включение и выключение передач в автоматическом режиме. Происходит это следующим образом.
По специальным каналам этого агрегата, которых в гидроблоке множество, циркулирует трансмиссионная жидкость (масло), причем, для каждой передачи предусмотрен свой канал. Чтобы включить ту или иную передачу, жидкость направляется в соответствующий канал через открывающиеся в нужный момент клапаны, называемые соленоидами. Сигнал открыть/закрыть клапан отправляет на гидроблок блок управления коробки (ЭБУ). Затем жидкость давит на соответствующий фрикцион, а тот уже блокирует ту или иную шестерню механического блока, тем самым приводя к переходу АКПП с одной передачи на другую. Механическая же составляющая коробки-автомата является, по сути, традиционной МКПП. С той разницей, что управляет ей не водитель, а электронно-гидравлический механизм.
Подавляющее большинство сбоев в гидравлическом блоке так или иначе связаны с качеством масла и его количеством. Это:
Симптомы эти таковы:
Наиболее распространенная из поломок механического блока АКПП – это износ, деформация или поломка шестерен. Происходит это из-за все того же недостатка или низкого качества масла, либо в результате попадания в механизм постороннего предмета. Иными словами, из-за разгерметизации агрегата.
С неисправностями механизма электронного управления дело обстоит несколько сложнее. Чаще всего с ним случаются легкоустранимые поломки:
Но если поломка произошла в самом ЭБУ, владельцу автомобиля предстоят серьезные расходы на приобретение нового устройства – вышедший из строя ЭБУ восстановлению уже не подлежит.