При создании компактного кроссовера Мазда СХ 5 японские конструкторы старались следовать концепции Skyactiv Technology, предполагающей снижение общей массы машины без ухудшения всех ее динамических характеристик, а также уровня комфорта и надежности. Задача непростая, потому как автокострукторы и так стараются не перегружать машину.

Достоинства АКПП

По счастью, «борьба с лишним весом» «шестерки» не стала поводом возвращаться к традиционной механической коробке переключения передач, которая легче автоматической в разы, да и в надежности и долговечности уступает последней. Желание сохранить все преимущества, которые дает АКПП, оказалось сильнее новой концепции. А преимущества эти достаточно весомые:

  • АКПП облегчает управление машиной, освобождая водителя от необходимости самому переключать передачи, параллельно выжимая-отпуская педаль сцепления;
  • При автоматической трансмиссии набор скорости осуществляется более плавно, что благотворно сказывается не только на уровне комфорта водителя и пассажиров, но и на скорости износа трансмиссии, всех элементов ходовой части машины и ее двигателя.

Впрочем, последнее не делает коробку-автомат более надежной, чем традиционная механическая. Конструкция первой на порядок сложнее, что не только увеличивает ее общую массу и стоимость, но и в разы увеличивает список ее возможных неисправностей, среди которых по распространенности первое место занимают разнообразные поломки гидроблока.

Функция гидроблока и его конструкция

Гидроблок в АКПП выполнят функцию управляющего педалью сцепления и рычагом МКПП водителя – именно гидроблок ответственен за своевременное срабатывание механизма переключения передач.

Гидроблок АКПП пропускает трансмиссионную жидкость по каналам, то есть передает давление жидкости ATF к механическим элементам коробки. Благодаря этому происходит включение и выключение передач в автоматическом режиме. Происходит это следующим образом.

По специальным каналам этого агрегата, которых в гидроблоке множество, циркулирует трансмиссионная жидкость (масло), причем, для каждой передачи предусмотрен свой канал. Чтобы включить ту или иную передачу, жидкость направляется в соответствующий канал через открывающиеся в нужный момент клапаны, называемые соленоидами. Сигнал открыть/закрыть клапан отправляет на гидроблок блок управления коробки (ЭБУ). Затем жидкость давит на соответствующий фрикцион, а тот уже блокирует ту или иную шестерню механического блока, тем самым приводя к переходу АКПП с одной передачи на другую. Механическая же составляющая коробки-автомата является, по сути, традиционной МКПП. С той разницей, что управляет ей не водитель, а электронно-гидравлический механизм.

Подытожим. Основные компоненты АКПП это гидроблок, механический блок и электронный блок управления. Соответственно, и все возможные поломки этого агрегата можно разделить на три группы, связанные с теми или иными неисправностями каждого из этих компонентов.

Возможные неисправности гидроблока

Подавляющее большинство сбоев в гидравлическом блоке так или иначе связаны с качеством масла и его количеством. Это:

  • трансмиссионное масло недостаточной или чрезмерной степени вязкости, что приводит либо к недостаточному его давлению, либо закупориванию каналов гидроблока сгустками масла;
  • загрязнение масла металлической палью или даже стружкой, образовывающейся в процессе износа и образования задиров на стенках каналов гидроблока;
  • снижением уровня трансмиссионной жидкости ниже минимально допустимого уровня, что становится причиной не только сбоев в работе АКПП, но и усиленного износа всех ее компонентов;
  • перегрев коробки вплоть до температуры закипания масла, что моментально ухудшает свойства жидкости и делает работу АКПП невозможной.
Важно: ни одна из этих неисправностей не возникает одномоментно – им всегда сопутствует набор тревожных симптомов, которые начинают проявляться постепенно и усиливаются в процессе эксплуатации автомобиля. Если их заметить своевременно и незамедлительно обратиться в автосервис, то ремонт АКПП Мазда СХ 5 сможет занять немного времени о оказаться недорогим. Если же затянуть с диагностикой коробки, то ее неисправность может привести к выходу из строя ряда компонентов агрегата, что и усложнит ее ремонт, и сделает его более дорогим.

Симптомы неисправности АКПП

Симптомы эти таковы:

  • переключение передач сопровождается рывками и посторонними звуками – скрипом, скрежетом и даже ударами;
  • передачи переключаются несвоевременно, в результате чего двигателю то и дело приходится работать на повышенных или пониженных оборотах;
  • снижение мощности автомобиля с одновременным увеличением количества расходуемого топлива;
  • образование под днищем машины после ее продолжительной стоянки темного масляного пятна, что свидетельствует об утечке трансмиссионной жидкости;
  • на приборной панели горит (либо время загорается от времени) лампочка «чек».
Важно: точно такие же симптомы присущи и поломкам механического блока и ЭБУ. Трудность диагностики в том и состоит, чтобы отличить одну неисправность от другой. По счастью, современные АКПП имеют так называемую функцию самодиагностики: информация обо всех сбоях в работе агрегата в виде специальных компьютерных кодов записывается в память ЭБУ и хранится в ней до вмешательства специалиста. Мастеру остается лишь, используя профессиональное диагностическое оборудование, прочитать и расшифровать эту информацию.

Механические поломки коробки-автомата

Наиболее распространенная из поломок механического блока АКПП – это износ, деформация или поломка шестерен. Происходит это из-за все того же недостатка или низкого качества масла, либо в результате попадания в механизм постороннего предмета. Иными словами, из-за разгерметизации агрегата.

Поломки ЭБУ

С неисправностями механизма электронного управления дело обстоит несколько сложнее. Чаще всего с ним случаются легкоустранимые поломки:

  • разрыв проводов либо нарушение их изоляции;
  • окисление контактов;
  • разрыв стягивающих провода жгутов.

Но если поломка произошла в самом ЭБУ, владельцу автомобиля предстоят серьезные расходы на приобретение нового устройства – вышедший из строя ЭБУ восстановлению уже не подлежит.

Важно: диагностика и ремонт АКПП Мазда CX 5 могут быть осуществлены в условиях автосервиса, так как для этого требуется и определенная квалификация мастера, и разнообразное профессиональное оборудование, которое вряд ли найдется в гараже.