Изобретателем автоматической коробки переключения передач Мультитроник бесступенчатого типа считается немецкий автоконцерн Ауди, ему же принадлежит патент на этот механизм. Примечательно, что имени самого конструктора Мультитроника в этом патенте нет. Но это вовсе не означает, что история не сохранила для нас имя этого человека.
Многие владельцы автомобилей Ауди с этой АКПП, наверное, удивятся, когда узнают, что идее механизма плавного изменения передаточного числа между двумя осями принадлежит легендарному Леонардо да Винчи. Этот гений, во многом на века обогнавший свое время, оставил после себя подробные описания и чертежи этого устройства. Другое дело, что тогда необходимости в нем просто не было. А позже, с появлением первых «самодвижущихся экипажей», не было возможности практического воплощения идеи гения – слишком уж массивна была б такая коробка, да и габариты ее были б чересчур велики, чтобы ее можно было установить на маломощный автомобиль. Но шло время, и возможность эта появилась.
Как и все типы коробок-автоматов, Мультитроник являет собой технически сложный и высокоточный механизм, так что ничего удивительного в том нет, что создателями и первого опытного образца, и серийного устройства стали именно немецкие механики. Кстати, АКПП от Ауди стоят сегодня на многих авто как европейского, так и американского производства. Поэтому, если изначально ремонт АКПП Мультитроник Audi можно было осуществить лишь на фирменных СТО этого концерна, то со временем подобные услуги стали оказывать и многие многопрофильные автосервисы.
К достоинствам коробки этого типа следует отнести, в первую очередь, два момента:
Однако, есть у этих коробок и недостатки, главный из которых – слишком высокая стоимость этого агрегата и, соответственно, достаточно затратный ремонт в случае его поломки. Если плановое ТО Мультитроника практически ничем не отличается от обслуживания иных АКПП, то устранение любой неисправности в ней оказывается для владельца автомобиля весьма недешевым удовольствием.
Сегодня АКПП этого типа является вполне надежной и обладает таким же, а то и большим ресурсом, нежели традиционная многоступенчатая коробка-автомат. Но так было не всегда. Первые образцы мультитроников, появившиеся на автомобилях марки Ауди в конце прошлого века, в этом плане существенно уступали прочим автоматам. Сегодня их уже практически не осталось, а тем автовладельцам, на машинах которых они стоят, проще в случае поломки сразу заменить их на мультитролник современной модели. Коробки второго и третьего поколения, начавшие устанавливаться на машины с 2006 года, стали значительно надежнее – их конструктивные изменения коснулись, в первую очередь, гидравлической системы (это коробки DZN и EZN).
В мультитрониках следующего, четвертого поколения усовершенствованию подверглась электронная система – ЭБУ этих коробок представляет собой автономное устройство, не связанное с общим ЭБУ автомобиля, что, с одной стороны, усложняет процесс компьютерной диагностики АКПП, с другой, делает ее более точной.
И, наконец, сегодня на Ауди, некоторые мерседесы, БМВ и ряд американских авто ставятся мультитроники пятого поколения с усовершенствованным гидронасосом, более надежной гидравликой в целом и ЭБУ новой конструкции. Производитель этого агрегата уверяет, что надежность и ресурс в целом даже выше, чем у АКПП традиционного типа.
Как ни парадоксально, но большая часть неисправностей мультитроников приходится на его блок управления. Но это вовсе не означает, что это устройство столь ненадежно. Скорее, наоборот: механическая и гидравлическая составляющая Мультитроника настолько совершенна, что выходит из строя лишь при весьма ощутимом износе.
К сожалению, неисправный ЭБУ ремонту или восстановлению не подлежит – его можно только заменить на новый. В качестве замены подойдет только оригинальный агрегат и только той же модели, которая стояла в коробке ранее. Вот почему столь важно осуществлять ремонт АКПП Мультитроник лишь в тех автосервисах, которые имеют прямые связи с производителем этих коробок.
Регулярное техобслуживание этих устройств существенно продлевает их безремонтный ресурс. Это обслуживание включает в себя, в первую очередь, своевременную замену трансмиссионной жидкости и соответствующего фильтра, а также общую регулировку коробки. Но тут нужно понимать, что коробке-вариатору требуется особое масло, а не любой продукт из линейки масел для АКПП. Меняя масло в вариаторе, необходимо проконсультироваться со специалистом, какой именно продукт предпочтительнее для модели коробки, которой оснащен ваш автомобиль.
Подозрения же эти могут быть вызваны следующими тревожными симптомами: