С одной стороны, Субару самый народный из всех японских автомобилем – даже название для него жители страны восходящего солнца выбирали всем миром. Но мало кто знает, что создателями первого Субару, увидевшего свет в 1954 году, стали французы: основатель сегодня знаменитой на весь мир автомобильной компании Кэндзи Кита приобрел у Рено комплект чертежей, по которым и создал свой первый автомобиль. Что, впрочем, не мешает сегодня многочисленным поклонникам этого автомобиля называть Субару японским мерседесом.

Определенная доля истины в этом утверждении есть, ведь, во-первых, современный Субару – одна из самых дорогих автомобильных марок в мире (многие даже считают, что цена его неоправданно завышена), а во-вторых, и обилие оригинальных научно-технических решений, и качество сборки, и уровень комфорта этих машин, действительно, находятся вне конкуренции. Так что ничего удивительного в том, что у Субару есть множество фан-клубов по всему миру, а сами субаристы – люди, не похожие на прочих автовладельцев.

Заметки на полях. Последнее утверждение вовсе не голословное. Так, любящие точные цифры американцы подсчитали, что субаристы чаще других попадают в аварии и виной тому – их любовь к поездкам «с ветерком». Кстати, наибольшее количество штрафов за превышение скорости получают тоже владельцы этих машин.

Отсюда и многочисленные обращения хозяев «японских мерседесов» в автосервисы, связанных с ремонтом ходовой, кузовными работами, капитальными ремонтами двигателей и ремонтами трансмиссии. И виной тому – исключительно лихачество.

Ремонт АКПП Субару при планомерном за ней уходе стороны владельца автомобиля и при умеренной эксплуатации машины мог бы вообще не потребоваться, но, как мы уже говорили, субаристы – люди особенные…

Типы трансмиссий на автомобилях Субару

Наиболее распространенные модели Субару в России – это среднеразмерный кроссовер Форестер и шоссейник Инпреза (последний, кстати, неоднократно становился победителем различных спортивных соревнований, в том числе и гонок на выживание, что говорит о чрезвычайной надежности этой машины). Обе эти машины собираются исключительно в Японии и уже почти две десятилетия комплектуются только автоматическими трансмиссиями.

Учитывая, что большая часть Субару этих моделей это полноприводные авто, то и выбор АКПП для них соответствующий – это четырех или пятиступенчатые коробки EC8 производства японской корпорации Аисин. Обе они отличаются высокой надежностью и относительной неприхотливостью в обслуживании. Реже на Субару можно встретить вариатор, но эти агрегаты у субаристов особой любви не вызывают, хоть и обеспечивают автомобилю лучшую динамику. Дело в том, что их надежность по сравнению с традиционными «автоматами» существенно ниже.

Как и у прочих АКПП, наиболее слабое место трансмиссии Субару – это гидроблок и, в частности, гидротрансформатор. Это устройство представляет собой герметичный круглой формы корпус (отсюда он и получил свое шутливое прозвище – бублик), заполненный трансмиссионной жидкостью, в котором друг напротив друга расположены две турбины. Первая приводится в движение мотором автомобиля, а вторую вращают масляные потоки, образующиеся посредством вращения первой. Трансформатор, находящийся между турбинами, уменьшает либо увеличивает силу масляных потоков, из-за чего меняется и скорость вращения второй турбины. Эта вторая турбина отвечает за перенаправление масляных потоков в гидроблоке, благодаря чему и осуществляется переключение передач.

Заметки на полях. Конечно, устройство современной АКПП намного сложнее, но в первом приближении принцип ее работы выглядит именно так.

Что указывает на срочный ремонт АКПП Субару: причины неисправностей

На качество работы гидроблока могут повлиять следующие причины:

  • количество масла. При утечке трансмиссионной жидкости нарушается, во-первых, работа гидротрансформатора (его передаточное число уменьшается пропорционально количеству вытекшего масла), а во-вторых, недостаток масла в гидроблоке влечет за собой и сбои в его работе, и ускоренный износ всех его компонентов;
  • качество масла. Основное свойство трансмиссионной жидкости – ее вязкость, которая должна соответствовать определенным параметрам. При недостаточной вязкости (со временем она снижается и тогда требуется замена трансмиссионного масла) передачи начинают «проскакивать», а при чрезмерной (что случается при загрязнении масла) – масляные сгустки забивают собой каналы циркуляции жидкости, что препятствует переключению передач.

Ремонт гидроблока Субару и замена АКПП

И в том, и в другом случаях ремонт гидроблока Субару начинается с его разборки и тщательной промывки всех компонентов.

Заметки на полях. Существует и более простой способ очистки гидроблока, не предусматривающий его снятие с автомобиля и разборку. После слива отработанного масла через гидроблок под давлением пропускается специальный моющий состав. Операция эта повторяется до тех пор, пока этот состав, пройдя сквозь АКПП, не изменит свой цвет. Но у этого метода есть один недостаток: стопроцентный результат он не дает, поэтому таким образом гидроблок промывают лишь в превентивных целях в процессе планового ТО трансмиссии. Если же поводом к промывке гидроблока послужили сбои в его работе, его необходимо снять, разобрать и тщательно промыть каждую из его деталей в отдельности.

После промывки деталей мастер производит внимательный осмотр каждой из них на предмет поиска изношенных, деформированных или сломанных. Последние подлежат замене.

Важно: лучше использовать для этого оригинальные комплектующие, но часть деталей для механического и гидравлического блоков АКПП Аисин производятся в Европе, Южной Корее и России. Они практически не уступают по качеству оригинальным, зато стоят существенно дешевле.

Иногда с экономической точки зрения оказывается и проще, и дешевле установить на АКПП новый гидроблок, а то и вовсе новую коробку. На Субару замена АКПП целесообразна в том случае, если обновления требуют значительное количество деталей агрегата. При выборе между заменой и ремонтом коробки важно понимать и то, что никакой ремонт, будь он даже капитальный, не вернет коробке-автомату прежний ресурс.