Гидротрансформатор является одним из основных компонентов трансмиссии автомобиля с автоматической коробкой переключения передач. Этот агрегат выполняет ту же функцию, что и сцепление в авто с традиционной механической коробкой – осуществляет передачу вращательного момента от мотора к трансмиссии.

Заметки на полях. Если быть точным, то нельзя не отметить, что гидротрансформатор (ГТ) уже сам по себе имеет возможность менять это передаточное число, правда, в весьма ограниченных пределах – от 2,2 до 3,5. При переключении передач – а это осуществляет КПП – этот диапазон существенно увеличивается, что в значительной степени делает управление автомобиля более удобным и предохраняет двигатель от работы на чрезмерно высоких оборотах.

Устройство и принцип работы ГТ

Принцип работы ГТ прост. Он заключается в передаче вращения одной крыльчаткой, жестко закрепленной на маховике двигателя другой крыльчатке посредством потока трансмиссионной жидкости. Обе крыльчатки расположены друг напротив друга в закрытом герметичном корпусе, заполненном трансмиссионной жидкостью. По форме этот корпус напоминает бублик – отсюда и неофициальное название этого агрегата. Вот, по сути, и вся конструкция этого агрегата.

Помимо крыльчаток в состав ГТ входят следующие компоненты:

  • корпус с комплектом резиновых сальников;
  • гидромуфта;
  • подшипники качения, удерживающие валы, на которых жестко закреплены крыльчатки.

При достаточно простом устройстве этот агрегат имеет две особенности, благодаря которым ремонт гидротрансформатора Мерседес становится не таким простым делом, как это может показаться на первый взгляд:

  • во-первых, все компоненты ГТ должны быть точно отцентрованы – в противном случае крыльчатки начнут бить, что приведет одновременно и к сбоям в работе устройства, и к его быстрому износу;
  • во-вторых, корпус ГТ неразборный и для диагностики агрегата и, тем более, для ремонта его приходится разрезать, а по окончании работы вновь заваривать. Это не всегда экономически целесообразно, поэтому в ряде случаев и проще, и дешевле, оказывается, заменить вышедший из строя гидротрансформатор новым, нежели пытаться вернуть к жизни старый.

Ремонт гидротрансформатора АКПП Мерседес

Ремонт гидротрансформатора АКПП Мерседес начинается с его диагностики. Опытный мастер с высокой степенью точности может определить характер неисправности уже по одним только симптомам, среди которых основной – это появление посторонних звуков при работе ГТ. По характеру этих звуков можно определить, какая именно поломка произошла – то ли это шумят изношенные подшипники, то ли деформирована либо сломана одна из крыльчаток, то ли произошла утечка трансмиссионной жидкости. Последнее говорит о разгерметизации агрегата.

Несмотря на относительно нехитрое устройство ГТ его ремонт – процедура весьма трудоемкая, а потому относительно дорогая. Даже простое вскрытие (при помощи болгарки) «бублика» и промывка его компонентов требует от мастера определенного опыта и занимает существенное время. Иногда ремонт может этой процедурой и ограничиться, но если перебои в работе этого агрегата серьезные, то, скорее всего, без замены вышедших из строя деталей будет не обойтись.

Важно: ни один из компонентов ГТ в случае его поломки или даже незначительной деформации восстановлению не подлежит. Так что ремонт гидротрансформатора на Мерседес в любом случае будет заключаться в замене изношенных либо сломанных компонентов на новые детали. Вот еще одна причина, по которой ремонт этого агрегата правильнее будет доверить профессионалам автосервиса, у которых под рукой и все необходимые для ремонта инструменты и оборудование, а также оригинальные запчасти.

Учитывая, что требования к точности и качеству изготовления комплектующих для ГТ очень и очень высокие, специалисты не рекомендуют использовать для ремонта запчасти сомнительного производства. Мало того, что подобная замена может и не вернуть гидротрансформатору работоспособность, так ведь еще одна некачественная деталь может вызвать ускоренный износ остальных.

Обслуживание гидротрансформатора

К сожалению, проблемы с трансмиссией у авто с автоматическими коробками возникают чаще, нежели у машин с МКПП. Это и понятно, ведь чем сложнее механизм, тем ниже его надежность (а коробка-автомат на порядок и сложнее, и массивнее, и дороже механической). Соответственно, и ресурс у нее ниже. Так, большинство производителей АКПП гарантирует бесперебойную работу этих устройств на протяжении 100-150 тыс. км. пробега автомобиля. Однако, увеличить ресурс «автомата» можно, соблюдая несколько простых правил:

  • регулярно меняйте трансмиссионную жидкость и делайте это не реже, чем через каждые 25-30 тыс. км. пробега. И это несмотря на то, что большинство современных производителей автомобилей настаивает на том, что менять масло в АКПП вообще не нужно. Дескать, коробка-автомат и ГТ в частности герметичны и с жидкостью внутри них ничего не происходит. Еще как происходит: во-первых, компоненты трансмиссии в процессе работы истираются, загрязняя масло металлической пылью; во вторых, от перепадов давления и температуры постепенно ухудшаются технические характеристики масла. Так что, если вы хотите, чтобы АКПП и ее гидротрансформатор прослужили как можно дольше, масло все-таки необходимо менять;
  • столь же регулярно, в процессе каждого планового ТО, осуществляйте диагностику трансмиссии. Эта процедура недорогая и занимает совсем немного времени, зато никакая поломка этой системы не застанет вас врасплох. Любая неисправность, обнаруженная на ранней стадии, устраняется и проще, и дешевле, нежели серьезная поломка;
  • АКПП по принципу своей работы не предназначена для приверженцев агрессивного стиля вождения. Например, при резком наборе скорости коробка-автомат может просто не успеть переключать передачи. В этом случае и мотор, и ГТ испытывают повышенные нагрузки, отнюдь не способствующие увеличению их ресурса;
  • при малейшем подозрении на перебои в работе гидротрансформатора незамедлительно обращайтесь в автосервис, не доводя проблему до крайности – полного выхода агрегата из строя.

Замена ГТ на Мерседесе

При необходимости замены ГТ у владельца автомобиля (особенно это касается авто с большим пробегом, на которые не всегда можно найти оригинальный агрегат) возникает вопрос: можно ли установить на АКПП ГТ иной модели? В большинстве случаев такая возможность есть, но окончательный ответ всегда остается за мастером автосервиса – какую модель ГТ выбрать и как установить.