Немецкая компания Zahnrad Fabrik Friedrichshafen AG, название которой можно перевести как «завод шестерен», давно и прочно заняла место в ряду мировых лидеров по производству автоматических трансмиссий для легковых и грузовых автомобилей. АКПП марки ZF являются одними из самых надежных и долговечных – неслучайно их ресурс, если верить заявлениям производителя, превышает миллион километров.
Но это вовсе не означает, что ремонт этим агрегатам не требуется, равно как и регулярное планомерное техническое обслуживание. И, в первую очередь, обслуживание требуется гидротрансформатора коробки-автомата, как наиболее технически сложному элементу агрегата, которому приходится работать в условиях повышенного давления, а зачастую еще и повышенной температуры.
Представляет собой этот агрегат две турбины, расположенные друг напротив друга и находящиеся в заполненном трансмиссионной жидкостью герметичном пространстве. Первая турбина являет собой насос, приводящий потоки масла в движение, вторая – центростремительная турбина. Между первой и второй расположен реактор – аппарат, направляющий потоки масла. Если реактор вращается свободно, передаточное число между турбинами равняется единице, то есть масляные потоки вращают вторую с той же скоростью, с которой вращается и первая. Чем жестче турбина закреплена, тем медленнее вращается колесо второй турбины, соединенное с валом коробки передач.
По-большому счету, этот нехитрый механизм уже сам по себе мог бы служить в качестве АКПП, если б не одно «но»: границы изменения передаточного числа у гидроблока невелики и недостаточны для того, чтобы обеспечить стабильную работу трансмиссии на любых оборотах двигателя. Поэтому гидротрансформатор не является переключателем передач, он лишь управляет их переключением. Сам же этот процесс осуществляется в механическом блоке АКПП, представляющим собой, по сути, традиционную механическую коробку.
На долговечность этого агрегата влияют, как минимум, четыре условия:
Так что, если следить за состоянием трансмиссии автомобиля, своевременно осуществлять все плановые мероприятия по ее техническому обслуживанию и эксплуатировать машину в соответствии с нормами, установленными ее производителей, серьезный ремонт гидротрансформатора ZF может и вовсе не потребоваться. Благо, запас его прочности достаточно велик. Но, принимая во внимание качество российских дорог, а также любовь большинства россиян к быстрой езде, время от времени проблемы в работе АКПП все-таки появляются.
Признаки, об этом свидетельствующие, таковы:
Определить, в каком именно блоке АКПП произошла неисправность (вполне вероятно, что причиной сбоев стал не гидротрансформатор, а, например, механическая составляющая АКПП или ее ЭБУ), можно посредством компьютерной диагностики трансмиссии. Для этого используются специальные считывающие устройства, оснащенные определенными компьютерными программами, соответствующими марке и модели АКПП.
Дальнейшая диагностика осуществляется уже по традиционной схеме: мастер разбирает гидротрансформатор, предварительно слив с него масло, промывает каждую его деталь в моющем растворе и находит компонент, ставший причиной поломки.
Конечно, лучше, если это будут детали оригинальные, то есть, немецкого производства. Но в последнее время, в связи со сборкой многих автомобилей, на которые ставятся АКПП ZF, в России, часть их комплектующих стали производить и в нашей стране. Качество и долговечность этих деталей почти такая же, как и немецких, а вот стоимость существенно ниже.