Немецкая компания Zahnrad Fabrik Friedrichshafen AG, название которой можно перевести как «завод шестерен», давно и прочно заняла место в ряду мировых лидеров по производству автоматических трансмиссий для легковых и грузовых автомобилей. АКПП марки ZF являются одними из самых надежных и долговечных – неслучайно их ресурс, если верить заявлениям производителя, превышает миллион километров.

Но это вовсе не означает, что ремонт этим агрегатам не требуется, равно как и регулярное планомерное техническое обслуживание. И, в первую очередь, обслуживание требуется гидротрансформатора коробки-автомата, как наиболее технически сложному элементу агрегата, которому приходится работать в условиях повышенного давления, а зачастую еще и повышенной температуры.

Как работает гидротрансформатор

Представляет собой этот агрегат две турбины, расположенные друг напротив друга и находящиеся в заполненном трансмиссионной жидкостью герметичном пространстве. Первая турбина являет собой насос, приводящий потоки масла в движение, вторая – центростремительная турбина. Между первой и второй расположен реактор – аппарат, направляющий потоки масла. Если реактор вращается свободно, передаточное число между турбинами равняется единице, то есть масляные потоки вращают вторую с той же скоростью, с которой вращается и первая. Чем жестче турбина закреплена, тем медленнее вращается колесо второй турбины, соединенное с валом коробки передач.

По-большому счету, этот нехитрый механизм уже сам по себе мог бы служить в качестве АКПП, если б не одно «но»: границы изменения передаточного числа у гидроблока невелики и недостаточны для того, чтобы обеспечить стабильную работу трансмиссии на любых оборотах двигателя. Поэтому гидротрансформатор не является переключателем передач, он лишь управляет их переключением. Сам же этот процесс осуществляется в механическом блоке АКПП, представляющим собой, по сути, традиционную механическую коробку.

Заметки на полях. Недостатком этого механизма является то, что часть энергии гидротрансформатора расходуется на нагрев масла, еще часть – на его перелопачивание, а также на работу собственно насоса. Поэтому КПД у этого устройства достаточно низкий. По этой причине автоматическая трансмиссия, отнимая у двигателя изрядный процент мощности, устанавливается лишь на автомобили с достаточно большими рабочими объемами. К тому же, неудивительно, что при работе в столь экстремальных условиях систематический ремонт гидротрансформаторов коробок ZF становится необходимостью.

На долговечность этого агрегата влияют, как минимум, четыре условия:

  • качество и чистота трансмиссионного масла;
  • его количество;
  • качество работы системы охлаждения АКПП (в первую очередь, радиатора гидравлического блока);
  • условия и интенсивность эксплуатации автомобиля – АКПП болезненно реагирует на резкие наборы скорости и торможения, так что у автовладельцев-экстремалов гидроблок АКПП весьма быстро выходит из строя.

Так что, если следить за состоянием трансмиссии автомобиля, своевременно осуществлять все плановые мероприятия по ее техническому обслуживанию и эксплуатировать машину в соответствии с нормами, установленными ее производителей, серьезный ремонт гидротрансформатора ZF может и вовсе не потребоваться. Благо, запас его прочности достаточно велик. Но, принимая во внимание качество российских дорог, а также любовь большинства россиян к быстрой езде, время от времени проблемы в работе АКПП все-таки появляются.

Когда нужен ремонт гидротрансформаторов коробок ZF

Признаки, об этом свидетельствующие, таковы:

  • возникновение посторонних звуков, сопутствующих работе АКПП. Эти звуки (шум или низкочастотное жужжание) могут быть постоянными, а могут возникать лишь в процессе перехода с одной передачи на другую – треск, металлические удары или скрежет;
  • переключение передач сопровождается рывками и толчками даже при относительно плавном наборе/сбросе скорости;
  • работа мотора на повышенных или пониженных оборотах, что свидетельствует о несвоевременном переключении передач;
  • падении мощности двигателя вкупе с увеличением уровня расхода топлива. Причины тому могут оказаться самыми разными, но наиболее распространенная из них связана как раз с неисправностью гидротрансформатора;
  • появление на днище автомобиля масляных потеков, говорящих об образовавшейся утечке трансмиссионной жидкости;
  • появлением тревожного сигнала на приборной панели;
  • заклинивание переключателя режимов АКПП в кулисе. Оно может быть вызвано и чисто механической поломкой, но нередко, таким образом ЭБУ коробки-автомата препятствует дальнейшей эксплуатации автомобиля с неисправной трансмиссией.
Заметки на полях. Эксплуатация машины с неисправной КПП не просто опасно – оно запрещено российскими ПДД. Поэтому единственно правильным решением в такой ситуации будет вызов эвакуатора и доставка автомобиля в профильный автосервис на диагностику и ремонт коробки-автомата.

Диагностика и ремонт гидротрансформатора ZF

Определить, в каком именно блоке АКПП произошла неисправность (вполне вероятно, что причиной сбоев стал не гидротрансформатор, а, например, механическая составляющая АКПП или ее ЭБУ), можно посредством компьютерной диагностики трансмиссии. Для этого используются специальные считывающие устройства, оснащенные определенными компьютерными программами, соответствующими марке и модели АКПП.

Дальнейшая диагностика осуществляется уже по традиционной схеме: мастер разбирает гидротрансформатор, предварительно слив с него масло, промывает каждую его деталь в моющем растворе и находит компонент, ставший причиной поломки.

Важно: ни один из компонентов АКПП, включая составляющие гидроблока, ремонту не подлежит. Восстановление работоспособности устройства возможно лишь при замене изношенных (деформированных или сломанных) деталей на новые.

Конечно, лучше, если это будут детали оригинальные, то есть, немецкого производства. Но в последнее время, в связи со сборкой многих автомобилей, на которые ставятся АКПП ZF, в России, часть их комплектующих стали производить и в нашей стране. Качество и долговечность этих деталей почти такая же, как и немецких, а вот стоимость существенно ниже.