Классификация автомобилей – штука весьма условная. Так, американский Форд Эксплорер, появившись в 1990 году как среднеразмерный внедорожник, начиная с четвертого поколения, то есть с 2006 года, стал именоваться полноразмерным кроссовером. И это несмотря на то, что размеры, мощность и, соответственно, проходимость этого автомобиля от поколения к поколению только растут. Так что как Эксплорер ни называй, а он остается авто пусть и не класса люкс, но весьма надежным, комфортабельным и престижным автомобилем.

Эволюция трансмиссии Форд Эксплорер

В связи с увеличением мощности всего модельного рядя Эксплорер 4 он стал комплектоваться только пяти и шестиступенчатым АКПП, что более соответствует столь объемным силовым агрегатом. Соответственно, увеличилась и комфортабельность машины – она приобрела большую динамику и одновременно плавность хода. Толчки, сопутствующие процессу переключения передач, в «четверке» практически отсутствуют.

На Эксплорере-5 моторы стали еще более мощными и конструкторы автомобиля, не мудрствуя лукаво, оставили на этих авто лишь шестиступенчатую АКПП. Это стало возможным еще и потому, что модернизированная коробка-автомат от японской компании Аисин обрела больший ресурс и повышенную надежность.

Особенности шестиступенчатой АКПП

Заметки на полях. К сожалению, большее число передач делает АКПП и более требовательной к качеству трансмиссионной жидкости. Поэтому для машин, эксплуатирующихся в российских условиях с ее высокими сезонными перепадами температур специалисты рекомендуют использовать и сезонные масла.

Конечно, это связано и с дополнительными расходами – менять трансмиссионное масло в этом случае приходится дважды в год невзирая на количество пройденных Эксплорером километров, но дает и, как минимум, три преимущества:

  • во-первых, более частая замена масла еще никому не вредила – ни мотору, ни трансмиссии;
  • во-вторых, соответствующее температуре наружного воздуха масло обеспечивает АКПП более высокую стабильность;
  • в-третьих, каждая заливка масла нового типа требует промывки гидроблока (о необходимости регулярно проделывать эту процедуру многие автовладельцы, к сожалению, забывают), что благотворно сказывается и на работе АКПП, и на сроке ее службы.

Основные причины неисправности АКПП

В подавляющем большинстве именно качество и чистота трансмиссионного масла становится причиной, по которой ремонт АКПП Форд Эксплорер 4 становится неизбежной. Низкие эксплуатационные характеристики масла вызывают следующие неисправности АКПП:

  • засорение каналов гидроблока масляными сгустками, что приводит к сбоям при переключении передач и даже к заклиниванию коробки;
  • нестабильную работу гидротрансформатора, то есть перебои в работе механизма сцепления трансмиссии. А это, в свою очередь, ведет к ускоренному износу и поломке механического блока АКПП;
  • стоит ли напоминать, что масляное голодание (а также масло недостаточной густоты) значительно хуже защищает все механизмы трансмиссии от истирания, что сокращает срок службы агрегата в целом.

Вот почему столь важно производить замену трансмиссионной жидкости и соответствующих фильтров. Причем, правильнее поручать эти работы опытным специалистам автосервиса. Дилетантский подход к этому вопросу чреват тем, что отработанное масло может оказаться слитым не полностью и часть загрязнений, содержащихся в нем, будет продолжать циркулировать по АКПП, препятствуя нормальной работе агрегата.

Также неисправность АКПП может заключаться:

  • в критическом износе подшипников гидротрансформатора и шестерней механического блока;
  • нарушении герметичности корпуса АКПП, что становится причиной протечек масла и попадания в механизмы коробки-автомата посторонних предметов;
  • износе или поломке шестерней механического блока, а также деформации лопастей турбин гидротрансформатора;
  • разрушении или деформации корпуса коробки, вследствие чего оказывается нарушенной геометрия комплектующих АКПП элементов;
  • перегреве АКПП, вызванном засорением радиатора охлаждения. Так, регулярный перегрев может стать причиной многих серьезных поломок, влекущих за собой дорогостоящие ремонтные работы.

Диагностика и ремонт АКПП Форд Эксплорер 4

Определение причины неисправности трансмиссии – основная проблема, которой сопровождает ремонт АКПП Форд Эксплорер. Дело в том, что практически все поломки этого агрегата проявляют себя одним и тем же набором признаков, а именно:

  • рывками и толчками, сопровождающими процесс перехода с одной передачи на другую (как вверх, так и вниз);
  • посторонними звуками, сопутствующими этому процессу – стуком, лязгом или скрежетом;
  • появлением постоянного шума или свиста из трансмиссии;
  • масляными потеками на днище машины, указывающими на протечку масла;
  • снижением мощности автомобиля вкупе с неоправданным увеличением уровня расхода топлива;
  • заклиниванием рычага АКПП в кулисе (причем, чаще это говорит не о механической поломке – таким образом ЭБУ блокирует работу неисправной коробки-автомата);
  • появлением на приборной панели тревожного сигнала (он может гореть постоянно, а может включаться периодически, но наличие проблемы это не отменяет).
Важно: при появлении любого из этих признаков следует как можно скорее доставить автомобиль в сервис. Пытаться определить причину неисправности самостоятельно и, тем более, устранить ее, не имея для этого ни соответствующей квалификации, ни нужного оборудования, означает подвергнуть трансмиссию опасности более серьезных поломок.

После того, как все процедуры по выявлению причины неисправности будут осуществлены и детали, вызвавшие сбой в работе механизмов АКПП, будут выявлены, мастер определяет возможные пути устранения проблемы и стоимость ремонта. Зачастую оказывается, что ремонт будет заключаться лишь в тщательной промывке гидроблока – в этом случае его стоимость не окажется высокой. В более же запущенных случаях без замены тех или иных компонентов обойтись вряд ли удастся.

Важно: все изношенные и вышедшие из строя детали АКПП ремонту не подлежат и требуют замены на новые.