Гидроблок – это именно та часть АКПП, которая превращает механическую трансмиссию в автоматическую. Эта составляющая коробки-автомата отвечает за своевременное включение той или иной передачи. Собственно, переключением передач занимается механический блок АКПП, а гидроблок определяет, в какой момент какая передача должна быть включена.

Назначение и принцип работы гидроблока автоматической трансмиссии

Важно: этот момент нужно четко понимать, дабы представлять себе принцип работы автоматической трансмиссии. От механической она отличается тем, что в МКПП момент, когда необходимо перейти с одной передачи на другую, определяет водитель, руководствуясь либо своими ощущениями (если водитель опытный), либо показаниями тахометра на приборной панели, а  АКПП эту функцию водителя выполняет гидроблок.

Это в первом приближении. Если рассматривать работу автоматической трансмиссии более подробно, то приведенную выше аллегорию следовало бы переформулировать так: механический блок переключает передачи под воздействием правой руки водителя, перемещающей рычаг МКПП из одного положения в другое. Рука же действует не сама по себе, а подчиняясь указаниям мозга сидящего на водительском сидении человека. В АКПП эту функцию выполняет электронный блок управления.

Как современная наука до сих пор так и не разобралась, как мозг устроен и как он работает, так подавляющее большинство мастеров автосервисов не знает, как устроен ЭБУ коробки-автомата. И не потому, что его конструкция настолько сложна, а потому, что этот агрегат представляет собой герметичную неразборную коробку (по сути, компьютер), содержимое которой производитель тщательно скрывает. Поэтому этот элемент АКПП в случае его поломки ни ремонту, ни восстановлению не подлежит – только замене. Точно так же, как не подлежит ремонту процессор компьютера – его можно только заменить на новый.

А вот устройство гидроблока ни для кого тайной за семью печатями не является. Он представляет собой тоже герметичную, но разборную конструкцию со множеством каналов, по которым циркулирует трансмиссионная жидкость. Каналы эти имеют клапаны, которые, открываясь и закрываясь, меняют направление движения этой жидкости. От того, куда та потечет, зависит, какая передача будет включена. А вот руководит открытием/закрытием клапанов ЭБУ коробки.

Наиболее распространенные неисправности гидроблока

Неисправности, с этим связанные, могут оказаться следующими:

  • заклинивание клапанов по причинам механического порядка, например, их деформации или износа;
  • неплотное прилегание клапанов из-за их износа;
  • клапана не работают, потому что до них не доходит сигнал, посылаемый ЭБУ (либо ЭБУ этот сигнал не посылает вовсе, либо тот теряется по дороге по причине разрыва проводов, нарушения их изоляции либо окисления контактов клапанов).

Каковой бы причина поломки гидроблока ни была, результат остается одним и тем же: переключение передач оказывается невозможным и коробку заклинивает. Поэтому, не проведя полный цикл диагностических процедур АКПП сказать, в чем именно состоит поломка, каковы пути ее устранения и в какую сумму обойдутся владельцу автомобиля ремонтные работы, мастер сказать не сможет. Да если дело касается ремонта столь распространенной АКПП французского производства, как AL4, более известная в России под общеевропейским именем DPO.

Конструкция АКПП AL4

Это четырехступенчатая АКПП, но цифра 4 в ее имени обозначает не четыре ступени, а четыре режима ее работы:

  • штатный (нормальный), при котором переключение передач осуществляется в автоматическом режиме;
  • спортивный режим, который отличается от первого большей общей динамикой автомобиля. Достигается это тем, что передачи в этом режиме переключаются чуть позже, из-за чего мотору приходится работать на слегка повышенных оборотах, зато автомобиль становится более чувствительным к нажатию водителем на педаль акселератора;
  • зимний режим, при котором самая низкая передача не используется вовсе – даже трогается машина сразу со второй передачи. Это сделано для того, чтобы не допускать пробуксовок на скользкой зимней дороге. Разумеется, вовсе не обязательно включать этот режим, когда на календаре зима – все зависит от качества дорожного покрытия;
  • так называемый секвентальный или, попросту говоря, ручной режим, при котором водитель управляет процессом переключения передач сам. В этом режиме гидроблок не задействован.

Замена клапанов гидроблока Al4 

Важно: при поломке гидроблока АКПП AL4 поездку в автосервис придется совершать именно в этом режиме – в противном случае машина просто не тронется с места. Пусть владельцев авто с этой АКПП не обманывает тот факт, что у AL4 есть еще один режим – аварийный. Он состоит в том, что движение машины начинается сразу с третьей передачи (как показывает практика, первыми выходят из строя именно переходы с первой на вторую и со второй на третью передачи). Во-первых, не имея большого опыта вождения, не так-то просто в аварийном режиме АКПП заставить автомобиль тронуться с места, а во-вторых, подобные экзерсисы весьма негативно сказываются на состоянии трансмиссии.

В каких же случаях необходима замена клапанов гидроблока AL4? Только в двух: когда старые изношены настолько, что в закрытом состоянии не обеспечивают идеальное перекрытие канала, и когда они деформированы в результате механического повреждения. Теоретически, в последнем случае их можно восстановить, но, во-первых, их прочность и качество работы уже не будут прежними, а во-вторых, дешевле приобрести и установить новые.

Проблемы с клапанами гидроблока и нередко возникают на фоне протечек трансмиссионной жидкости либо ее загрязнения, также связанного с нарушением герметичности АКПП. Причиной тому зачастую становится прохудившаяся прокладка. Поэтому замена прокладки гидроблока, даже если внешне она выглядит еще вполне работоспособной, при ремонте этого агрегата не помешает. Тем более, что стоит эта деталь недорого, а снимать-устанавливать ее при разборке-сборке устройства все равно придется.

Важно: чтобы быть стопроцентно уверенным в качестве всех ремонтных работ и что АКПП после всех этих процедур будет работать в штатном режиме, лучше доверить ремонт трансмиссии специалистам автосервиса, нежели набивать шишки самостоятельно.