Гидроблок – это именно та часть АКПП, которая превращает механическую трансмиссию в автоматическую. Эта составляющая коробки-автомата отвечает за своевременное включение той или иной передачи. Собственно, переключением передач занимается механический блок АКПП, а гидроблок определяет, в какой момент какая передача должна быть включена.
Это в первом приближении. Если рассматривать работу автоматической трансмиссии более подробно, то приведенную выше аллегорию следовало бы переформулировать так: механический блок переключает передачи под воздействием правой руки водителя, перемещающей рычаг МКПП из одного положения в другое. Рука же действует не сама по себе, а подчиняясь указаниям мозга сидящего на водительском сидении человека. В АКПП эту функцию выполняет электронный блок управления.
Как современная наука до сих пор так и не разобралась, как мозг устроен и как он работает, так подавляющее большинство мастеров автосервисов не знает, как устроен ЭБУ коробки-автомата. И не потому, что его конструкция настолько сложна, а потому, что этот агрегат представляет собой герметичную неразборную коробку (по сути, компьютер), содержимое которой производитель тщательно скрывает. Поэтому этот элемент АКПП в случае его поломки ни ремонту, ни восстановлению не подлежит – только замене. Точно так же, как не подлежит ремонту процессор компьютера – его можно только заменить на новый.
А вот устройство гидроблока ни для кого тайной за семью печатями не является. Он представляет собой тоже герметичную, но разборную конструкцию со множеством каналов, по которым циркулирует трансмиссионная жидкость. Каналы эти имеют клапаны, которые, открываясь и закрываясь, меняют направление движения этой жидкости. От того, куда та потечет, зависит, какая передача будет включена. А вот руководит открытием/закрытием клапанов ЭБУ коробки.
Неисправности, с этим связанные, могут оказаться следующими:
Каковой бы причина поломки гидроблока ни была, результат остается одним и тем же: переключение передач оказывается невозможным и коробку заклинивает. Поэтому, не проведя полный цикл диагностических процедур АКПП сказать, в чем именно состоит поломка, каковы пути ее устранения и в какую сумму обойдутся владельцу автомобиля ремонтные работы, мастер сказать не сможет. Да если дело касается ремонта столь распространенной АКПП французского производства, как AL4, более известная в России под общеевропейским именем DPO.
Это четырехступенчатая АКПП, но цифра 4 в ее имени обозначает не четыре ступени, а четыре режима ее работы:
В каких же случаях необходима замена клапанов гидроблока AL4? Только в двух: когда старые изношены настолько, что в закрытом состоянии не обеспечивают идеальное перекрытие канала, и когда они деформированы в результате механического повреждения. Теоретически, в последнем случае их можно восстановить, но, во-первых, их прочность и качество работы уже не будут прежними, а во-вторых, дешевле приобрести и установить новые.
Проблемы с клапанами гидроблока и нередко возникают на фоне протечек трансмиссионной жидкости либо ее загрязнения, также связанного с нарушением герметичности АКПП. Причиной тому зачастую становится прохудившаяся прокладка. Поэтому замена прокладки гидроблока, даже если внешне она выглядит еще вполне работоспособной, при ремонте этого агрегата не помешает. Тем более, что стоит эта деталь недорого, а снимать-устанавливать ее при разборке-сборке устройства все равно придется.